МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 116 г.Екатеринбург

Особенности организации образовательной деятельности

 

        Для развития игровой деятельности воспитатель должен организовать работу так, чтобы сведения об окружающем, о людях разных профессий, которые дети должны усвоить по программе, сопровождались эмоциональными впечатлениями, создавали в сознании ребенка яркие образы, которые он стремился бы воплотить в игровом действии.

Необходимо научить ребенка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр (беседы с взрослыми и сверстниками, наблюдения, художественную и познавательную литературу и пр.). Для этого воспитатель должен помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие. Формирование положительного отношения к труду у детей возможно только в условиях, при которых обеспечивается систематическое включение их в деятельность. Поддержка детей взрослыми в процессе труда, его положительная оценка возможностей детей позволяют формировать у дошкольников положительное отношение к труду.

Одной из форм организаций детской игры является игра-проект.

Ниже представлена методика обучения детей проектной деятельности.

Поисково-исследовательская деятельность включает деятельность педагога и детей.  

Этапы

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1.Формулирует проблему (цель). (При постановке цели определяется и продукт проекта.)

2. Вводит игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (не жестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8.Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 

Поисково-исследовательская деятельность  проводится в различных видах организованной и самостоятельной деятельности. Отправной точкой для самостоятельной деятельности являются сведения, получаемые детьми в непосредственной образовательной деятельности или совместной деятельности с педагогом или родителями, которые «маленькие исследователи» «проверяют» в самостоятельной деятельности на основе проб и ошибок. Наблюдения практической работы показывают, что постепенно элементарные исследования становятся играми, в которых, как в дидактической игре есть два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх – исследованиях знания о связях и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Проект в нашем детском саду это долгосрочная игра, в которой всё «по-настоящему» и «всерьёз». Реализуются проекты при тесном контакте всех участников образовательного процесса. Совместные усилия и усилия каждого взрослого направлены на ребенка. Каждый участник проектно-игровой деятельности является её субъектом т.е. активным и равноправным участником. 

Тема игры-проекта у старших дошкольников выбирается самими детьми, а потому она всегда актуальна и значима для них. Чтобы игра развивалась необходимо создать определенную развивающую предметно-пространственную среду в группе. Главные помощники в этом деле являются родители, а также  коллеги и сотрудники детского сада. Мы проговариваем с коллегами, как может звучать эта тема на их занятии (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Продумываем, какие нужно провести экскурсии, наблюдения, какая  литература должна появиться  в книжном уголке.

Для знакомства детей с методикой проведения учебных исследований проводятся два-три фронтальных тренировочных занятия с группой. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. В исследовательский поиск вовлекается все дети группы. Начинается занятие с выбора тем исследователями. В помощь разработаны различные формы наглядности: «Ромашка», «Дневник исследователя».

Следующий этап - проведение индивидуальных самостоятельных исследований.

Вооружившись всем необходимым, каждый ребенок получает специальную "папку исследователя"  и листочки для сбора информации. План исследования с ним в данном случае проговаривать необязательно. Этот план изложен и зафиксирован на кармашках папки.       Далее каждый ребенок (либо пара, группа детей) начнет действовать самостоятельно. Задача - собрать нужную информацию, использовав возможности всех доступных источников; обобщить ее и подготовить собственный доклад,«презентацию». Все это нужно сделать, не затягивая время, в рамках одного занятия.

Следующий этап – представление детских докладов по теме исследования. Доклады и следует рассматривать как вариант взаимного обучения детей. Ребенок вынужден структурировать информацию, выделять главное, давать определения основным понятиям и не просто рассказать, а обучить этим сведениям других. Неважно, что содержательный материал, на котором работают дети, выглядит простым и даже может показаться примитивным с точки зрения взрослого, - для нас важно то, что это внешне простое дело формирует ценнейшие качества творческой личности. 

Примеры детских докладов по теме исследования:

презентация "Северный Полюс";

презентация "Где живут белые медведи";

презентация "Как я провёл лето"

Дата последнего обновления страницы 11.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»