МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 116 г.Екатеринбург

Здоровье наших детей

 

 

Цели образовательного учреждения по здоровьесбережению:

1. Повышение коэффициента здоровья всех субъектов образовательного пространства через внедрение современных здоровье сберегающих технологий.

 

Задачи:

1.       Формирование здоровья ребенка на основе его комплексного изучения в динамике, коррекция физического и психического здоровья каждого ребенка, формирование адекватных представлений у дошкольника о здоровом образе жизни в ходе здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса; укрепление физического здоровья детей путем закаливания и оптимизации их двигательной активности.

2.        Не менее важным является и создание условий для развития творческих способностей в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико-социо-психолого-педагогической поддержки - в целях формирования интеллектуального здоровья дошкольников.

3.           Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий.

4.          Профессиональное совершенствование всех участников здоровьесберегающего педагогического процесса (воспитателей, специалистов службы сопровождения: медицинских работников, родителей), создание условий для социального партнёрства.

5.        Педагогическое взаимодействие с родителями, ориентация их на роль воспитателя в семье, на конструктивные партнёрские взаимоотношения с ребёнком с целью обеспечения преемственности в работе по здоровьесбережению.

6.            Организация здоровьесберегающего образовательного пространства.

 

Образовательные области и цели-

ориентиры для воспитывающих взрослых

Образовательные области

Цели-ориентиры для педагогов детского сада

Цели-ориентиры для родителей
(семьи воспитанников)

Физическое
развитие

Изучать отношение родителей к спорту и условия организации занятий физической культурой в семье.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить родителей с лучшим опытом физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств дошкольников, воспитания потребности в двигательной активности.

Побуждать родителей к накоплению и обогащению в семье разнообразного двигательного опыта детей с учетом их возрастных и гендерных особенностей посредством использования разнообразных форм сотрудничества. Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом, открывая разнообразные секции и организовывая вместе с семьями воспитанников клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также в районе, городе).

Поощрять родителей за внимательное отношение к двигательным потребностям ребенка и организацию необходимых условий дома для их удовлетворения.

Здоровье.

Изучать состояние здоровья детей и их родителей, образ жизни семьи. Показывать родителям, как образ жизни воздействует на сознание и поведение ребенка, определяя его взрослый жизненный сценарий.

Информировать родителей об особенностях душевного (психического) и телесного (физического) здоровья, факторах, влияющих на него (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Показывать действие негативных факторов (переохлаждение и перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью ребенка. Помогать родителям в осознании ценности физического и психического здоровья ребенка, его сохранения и укрепления.

Знакомить с оздоровительными услугами, оказываемыми детским садом семье. Направлять внимание родителей на необходимость посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации.

Поощрять родителей за внимательное отношение к здоровью своих и чужих детей.

Безопасность.

Изучать условия жизни воспитанников в семье, степень их влияния на физическое и психическое состояние ребенка.

Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества.

Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способностей видеть опасность, осознавать ее и избегать, а также принимать решения, последствия которых будут безопасны для здоровья самого ребенка и здоровья окружающих его людей.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для формирования навыков безопасного поведения у сына/дочери. Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни ребенка и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование всеобщих и гендерных моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

Поощрять родителей за ответственное отношение к важным вопросам организации безопасной жизнедеятельности ребенка

Накапливать и обогащать разнообразный двигательный опыт детей с учетом их возрастных и гендерных особенностей посредством использования различных форм сотрудничества. Создать в семье условия для совместных занятий физической культурой и спортом, посещая разнообразные секции и организовывая вместе с семьями других воспитанников клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Участвовать в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также в районе, городе)

 

 

Программа физического и валеологического развития "Здоровье наших детей"

Приложение № 1. Анкета для родителей

Приложение № 2. Индивидуальный план оздоровления ребенка

 

       

 

 

  Модель здоровьесберегающего восnumаmельно-образоваmельного процесса

 

Важнейшим компонентом модели здоровьесберегающей педагогической системы является Блок 1 - модель здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса, которая в включает следующие компоненты-модули:

1.          Реализация здоровьесберегающего подхода в организации воспитательно-образовательного процесса, внедрение здоровьесберегающих программ, методик, технологий.

2.         Реализация индивидуально-личностного подхода в образовании дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность и тревожность детей - важнейшие составляющие их психического здоровья.

3.          Терапевтические мероприятия, которые проводятся в организованных формах обучения: вокало-терапия, музыкотерапия, игротерапия, арттерапия и т.д., которые стабилизируют здоровье дошкольников, создают гармонию разума и чувств детей.

4.          Опытно-экспериментальная работа по разработке содержательно-технологических основ здороьесберегающего образования в ДОО.

5.          Оптимизация воспитательно-образовательного процесс а (за счет учета времени трудоспособности, утомляемости дошкольников; оптимизации учебной и физической нагрузки для детей разного возраста и т.д.).

6.          Использование интегрированных занятий с созданием комфортного психоэмоционального состояния, повышающего мотивацию обучающей деятельности, уверенность в себе и своих возможностях, влияющих на психическое и интеллектуальное здоровье дошкольников.

7.         Создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей.

8.           Диагностическая работа, включающая в себя комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей на основании педагогических и психологических исследований, постоянный мониторинг состояния здоровья дошкольников.

 

Таким образом, сущность здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса состоит в:

1.            Охране жизни и укреплении здоровья дошкольников.

2.            Обеспечении своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма - физического, психического, интеллектуального здоровья каждого ребенка.

3.            Формировании у детей основных движений и двигательных навыков.

 

Оздоровительная работа проводится в первом, втором, третьем блоках всеми педагогами.

Модель фuзкультурно-оздоровительной работы

 Основные компоненты-модули блока II модели блочно-модульной здоровьесберегающей педагогической системы - модели физкультурно-оздоровительной работы в ДОО:

1.          Физкультурно-оздоровительная работа с целью формирования культуры здоровья детей.

2.            Оптимизация двигательной деятельности дошкольников.

3.           Профилактическая работа, которая осуществляется в целях предупреждения заболеваний, функциональных нарушений, вредных привычек.

4.         Коррекционная работа, которая представляет собой мероприятия, направленные на снижение имеющихся у детей отклонений от нормы.

5.          Организация работы спортивных кружков («школа мяча»» под руководством инструктора по ФИЗО и др.).

Модель здоровьесберегающего внутридошкольного методического процесса

Модель здоровьесберегающего методического процесса - блок III модели здоровьесберегающей педагогической системы - включает следующие основные модули:

1.            Методическая работа по здоровьесберегающему направлению.

2.            Проектная деятельность, включающая разработку оздоровительных программ и методических рекомендаций для детей и родителей.

3.            Методическое обучение педагогов с целью повышения уровня их готовности к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников.

Разработаны диагностические карты и проведена: диагностика уровня готовности педагогов детского сада к реализации здоровьесберегающего подхода в образовании дошкольников, анкетирование педагогов по профессиональной компетентности в вопросах здоровьесбережения, анкетирование педагогов «Уровень новаторства педагогов, работающих в экспериментальных группах»;

Разработаны и апробированы нетрадиционные формы работы с родителями по здоровьесбережению:

O   День открытых дверей и День здоровья,

O   родительский клуб «Здоровье наших детей»,

O   конференция родителей «Презентация семейного опыта по здоровьесбережению детей» и др.

 

Фотоприложение. Эстафета Олимпийского огня - 2014.

                                Открытие Малой Зимней Детской Олимпиады - 2014 .

                                Закрытие Малой Зимней Детской Олимпиады - 2014.

                                Районный Фестиваль здоровья - 2014.

Схема 6.

Основные направления деятельности сотрудников ДОУ в области физического и психологического здоровьесбережения детей

 

 

 

 

Рациональная организация ВОП в соответствии с требованиями СанПиН 2.3.1.249-03 и письма Минобразования РФ от 14.03.2000 №65/23-16

 

Создание условий для организации двигательной активности воспитанников, включающей в себя физкультурные занятия, динамические часы и «часы» двигательного творчества в режиме дня, а также физкультурно-оздоровительную работу в микросоциуме

 

Организация рационального питания и витаминизация

 

Дифференцированный подход к детям в соответствии с их индивидуальными способностями, здоровьем и региональными особенностями

 

Система работы с детьми по формированию здорового образа жизни, воспитанию потребности в постоянном физическом самосовершенствовании

 

Формы проведения непосредственной образовательной деятельности по физической культуре:

·               Игровые (на основе подвижных народных игр и игр-эстафет).

·               Тематические (сюжетно-игровые).

·               Непосредственная образовательная деятельность по методу круговой тренировки.

·               Непосредственная образовательная деятельность на основе игр и упражнений с пособиями одного вида.

·               Самостоятельные занятия (на свободном  выборе движений  и использованием тренажеров).

·               Дни здоровья.

·               Спортивные часы.

 

Формы проведения утренней гимнастики:

·               Общеразвивающие упражнения, направленные на формирование пространственной  ориентировки в собственном теле и пространстве; общеразвивающие упражнения с предметами и без.

·               На полосе препятствий.

·               Танцевально – ритмические упражнения.

Таблица.

Профилактические и оздоровительные мероприятия

 

Формы и методы

Содержание

Обеспечение здорового образа  жизни

Щадящий режим (адаптационный период)

Создание комфортной обстановки и микроклимата

Физические упражнения

Утренняя гимнастика

Непосредственная образовательная деятельность по физической культуре

Подвижные игры

Игры - хороводы

Релаксационные упражнения

Профилактическая гимнастика (дыхательная, профилактика плоскостопия)

Спортивные игры

Спортивный час

Прогулки (организация двигательной активности детей)

Коррекционно-развивающая гимнастика после сна

Физминутки

Динамические паузы

Коррекция физического развития детей

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Индивидуальная работа

Гигиенические и водные процедуры

Мытье рук

Обливание ног

Увлажнение воздуха

Свето-воздушные ванны

Проветривание помещений

Прогулки на свежем воздухе

Обеспечение температурного режима

Активный отдых

День здоровья

Физкультурно-спортивные праздники

Физкультурный досуг

Психогимнастика

Игры и упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы

Кроме традиционных система физкультурно-оздоровительных мероприятий включает инновационные формы работы с детьми от 2 до 7  лет (оздоровительно-игровой «час», «час» двигательного творчества, динамический «час»).

Таблица.

Модель организации физкультурно-оздоровительной работы с воспитанниками

 

Содержание

Группа

Сроки

Ответственные

Время

Оптимизация        режима  

Организация        жизни детей        в адаптационный       период, создание комфортного режима

все

ежедневно

 

 

Старшая медицинская сестра воспитатели  

В

течение

года

Организация двигательного режима  

Формы организации

1

2

 

Группа детей дошкольного возраста (3-4 года)

Группа детей дошкольного возраста (4-5 лет)

Группа детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Группа детей дошкольного возраста (6-7 лет)

 

Организован­ная

деятельность

6 час.

в неделю

8 час.

в неделю

10 и более час. в неделю

 

Оздоровительно-игровой «час»

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раз в неделю

 

«Час» двигательного творчества

 

1 раз в неделю

1 раз в неделю

 

Динамический  «час»

 

1 раз в день

1 раз в день

 

Зарядка Утренняя гимнастика

6-8 минут

6-8 минут

8-10 минут

10-12 минут

 

Упражнения после дневно­го сна

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

5-10 минут

 

Подвижные игры

 

 

Не менее 2-4 раз в день

 

6-10 минут

10-15 минут

15-20 минут

15-20 минут

 

Спортивные игры

-

Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю

 

Спортивные упражнения

 

 

 

Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю

 

Велосипед - 5 мин.

8-12 минут

8-15 минут

8-15 минут

 

Лыжи - 10 минут

10 минут

15 минут

20 минут

 

Физкультур­ные упраж­нения на прогулке

 

 

Ежедневно с подгруппами

 

 

10-12 минут

10-15 минут

10-15 минут

 

Спортивные развлечения

 

 

1-2 раза в месяц

 

20 минут

30 минут

30 минут

40-50 минут

 

День здоровья

 

 

Не реже 1 раза в квартал

 

Неделя здоровья

Не реже 1 раза в квартал

 

Самостоя­тельная двигательная деятельность

Ежедневно. Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей. Проводится под наблюдением воспитателя. Утренняя гимнастика, физические упражнения под контролем родителей и вместе с ними.

 

Физкультурные занятия

Все группы

3 раза в неделю

инструктор по ФИЗО

 

В

течение

года 

 

 

"ленивая" гимнастика в постели

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Прогулки с включением подвижных игр

Все группы

Ежедневно

Воспитатели

Музыкально-ритмические занятия

Все группы

2 раза в неделю

Музыкальный руководитель

Гимнастика глаз

Все группы

На занятиях

Воспитатели

Пальчиковая гимнастика

Все группы

3-4р в день

Воспитатели

 Охрана психического здоровья, профилактика заболеваемости

Релаксация: минута тишины, муз.паузы

все

2 раза в день

Воспитатели

Постоянно

Точечный массаж А.А.Уманского

Ст.д.в.

1-2 раза день

инструктор по  ФИЗО

Дыхательная гимнастика

в игровой форме

 

 

3 раза в день  

Воспитатели

 

 

 Формы закаливания и оздоровительные мероприятия выбраны с учетом доступности для систематического выполнения и имеющие минимальные медицинские противопоказания.

Таблица.

Система закаливания воспитанников

Воздушные ванны

все

Ежедневно

Воспитатели

В теч.

года

Прогулки на воздухе

все

Ежедневно

Воспитатели

Хождение     босиком     по     «дорожкам здоровья»

все

Ежедневно

 

Воспитатели

 

Игры с водой

все

Во        время

прогулки

Воспитатели

Июнь-

август

Полоскание зева кипяченой водой

С 4 до 8 лет

После   приема пищи

воспитатели

В

течение года

Обширное  умывание прохладной водой

С 4 до 8 лет

Ежедневно

Воспитатели

В теч.

года

Обливание  ног водой в теплое время года

С 4 до 8 лет

Ежедневно

Воспитатели

В тёплое время года

 Таблица.

Система профилактической работы

Витамины «Ревит», поливитамины

Все группы

1 раз в 10 дней

Старшая медицинская сестра

Октябрь-март

 

Лекарственная  терапия – оксолиновая мазь в нос, интерферон, дибазол, настойка элеутерококка

Все группы

По схеме

Старшая медицинская сестра

 

Витаминизация 3 блюда

Все группы

ежедневно

Старшая медицинская сестра

В теч.года

 

Витаминизированное  питье: отвар шиповника

Все группы

ежедневно

Старшая медицинская сестра

В теч.года

 

Оксигенотерапия   (кислородные коктейли)

Все группы

10 дней каждые две недели

Старшая медицинская сестра

В теч.года

 

 

Таблица.

Мероприятия по активизации творческой активности воспитанников в сфере сохранения и укрепления здоровья, пропаганде здорового образа жизни

 

Спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»

Группы детей дошкольного возраста с 5 до 8 лет

ноябрь

Спортивный праздник «Вместе мы - сила!»

 

 

Участие в районном Фестивале здоровья

Группа детей дошкольного возраста 6-8 лет

апрель

Конкурс проектов «Я, за здоровый образ жизни»

Группы детей дошкольного возраста с 4 до 8 лет

январь

Участие во всероссийской акции «Лыжня России»

Все группы

Ежегодно в феврале

Деятельность сотрудников МАДОУ детского сада № 116 в осуществлении физкультурно-оздоровительной работы

 

Наименование

должности

Содержание деятельности

Заведующий

Создаёт необходимые условия для укрепления здоровья детей, для обеспечения их питанием.

Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических правил, противопожарных мероприятий и других условий по охране жизни и здоровья детей.

Обеспечивает медико-педагогический контроль за проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Отвечает за проведение ремонта.

Проводит обучение и инструктаж по технике безопасности

Врач-педиатр

Наблюдает за динамикой физического развития детей.

Осматривает детей во время утреннего приёма

Старшая медицинская сестра

Организует и контролирует проведение всех физкультурно-оздоровительных мероприятий в группах.

Осуществляет контроль за режимом дня.

Делает профилактические прививки.

Оказывает доврачебную помощь.

Контролирует качество поставляемых продуктов, соблюдение правил их хранения и реализации.

Следит за качеством приготовления пищи.

Ведёт бракераж сырых и варёных продуктов.

Следит за выполнением графика получения пищи по группам.

Проверяет организацию питания в группах.

Следит за санитарным состоянием пищеблока и групповых комнат и других помещений учреждения.

Проводит санитарно-просветительскую работу среди сотрудников детского сада и родителей

 

Федеральная площадка сети инновационных ОУ

КАРТА УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона  Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 116.

Адрес Учреждения: 620141, Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Автомагистральная, 19а

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011 -  2016  гг.

1.     Заведующий МАДОУ: Бурухина Любовь Александровна

2.     тел./факс МАДОУ: 8(343)323-54-94

3.     сайт: mbdou116.caduk.ru                             

4.     mail: ekb_mdou116@mail.ru

5.     Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

6.     Тема инновационного педагогического опыта: «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни».

Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования:

Как известно, важнейшим условием полноценного развития дошкольника является достаточная двигательная активность в течение дня. Многочисленные исследования  свидетельствуют, что нормальное умственное и речевое развитие ребенка в значительной мере обусловлено развитием его моторной сферы. Однако, в условиях семьи недостаток движений, который дети нередко испытывают в дошкольном  учреждении, не восполняется дома.

В семье подавляющее большинство родителей основное внимание уделяют умственному воспитанию ребенка, обучая его чтению, письму, счету, иностранному языку, рисованию. Из всех опрошенных родителей только 20% совместно с детьми совершают загородные прогулки, прогулки в парки, скверы. Во время обычных прогулок недостаточно используются такие важные для развития моторики ребенка спортивные упражнения, как катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках и самокатах. Крайне редко используются на прогулке спортивные игры – баскетбол, бадминтон, настольный теннис. Достаточно серьезные нарушения в семье выявлены и в организации питания детей, в частности, некоторые родители устраивают ужин почти перед самым сном, допускают нарушения интервалов меду приемами пищи, что приводит к снижению у детей аппетита, а нередко – к дисфункции желудочно-кишечного тракта. К подобным нежелательным осложнениям приводит также применение родителями неправильных приемов во время еды – насильственное кормление детей, уговоры, чтение или рассказывание сказок.

Как известно, закаливающие мероприятия могут быть эффективны только тогда, когда они проводятся в комплексе, систематически и в дошкольном учреждении, и дома. Однако, как выяснилось, в семье менее чем в половине случаев дети не регулярно выполняют гигиенические правила – не чистят зубы, не моют ежедневно ноги, не выполняют простейшие водные процедуры, которые старшие дошкольники могут осуществлять самостоятельно.

Если в семье сложились доброжелательные взаимоотношения, внимательное отношение к ребенку, соблюдается режим дня, соответствующий возрасту дошкольника, если у него имеется возможность заниматься любимой игрой – все это в совокупности служит основой поступательного развития. Воспитывать здорового ребёнка можно лишь, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Отечественной системой дошкольного образования накоплен ценный опыт взаимодействия с семьёй, однако, ухудшение здоровья дошкольников и современные социальные условия диктуют новые подходы к организации этого процесса с целью физического развития и формирования у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Противоречия:

·                между низким уровнем здоровья детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение и требованиями федеральных документов к уровню их здоровья на момент окончания ДОУ;

·                между общепринятой и очевидной необходимостью совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников и недостаточным уровнем субъектов образовательного процесса к осуществлению данной деятельности.

Проблема: определить направления и содержание деятельности по взаимодействию ДОУ и семьи в вопросах физического развития и формирования навыков здорового уровня жизни у дошкольников.

Идея изменения: стремление к достижению высоких образовательных результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс, в формировании здорового образа жизни, разработке инновационных форм взаимодействия с семьёй, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Тема исследования: Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.

Объект исследования – процесс взаимодействия семьи и ДОУ  в формировании здорового образа жизни дошкольников.

Предмет исследования – формы и методы взаимодействия воспитателей ДОУ, родителей и медицинских работников в организации и проведении просветительной и физкультурно-оздоровительной работы с  дошкольниками  по формированию здорового образа жизни.

Цель: определение направлений и содержания взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах  физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни.

Гипотеза исследования:  эффективность воспитательно-образовательной и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, направленной на формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья дошкольников, повысится при создании и реализации следующих педагогических условий:

o      активном взаимодействии семьи и ДОУ в формировании здорового образа жизни дошкольников;

o      при создании развивающей образовательной среды, способствующей развитию личности дошкольника, формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению его здоровья;

o      при воспитании ценностного отношения детей к здоровью и здоровому образу жизни путем развития педагогических и гигиенических знаний у воспитателей  и  родителей;

o      при разработке и внедрении в воспитательный  процесс  ДОУ  здоровьесберегающей программы с применением доступных средств оздоровительной физической культуры и форм занятий, соответствующих возрасту и уровню подготовленности дошкольников;

o      при индивидуализации и дифференциации средств физической культуры и форм закаливания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и состояния здоровья дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решаются  следующие задачи:

1.     Изучить особенности организации здоровьесберегающего пространства в детском саду;

2.    Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении и физическом развитии детей в других ДОО;

3.     Посредством социологического исследования определить ценностные ориентации семьи в вопросах образования, воспитания и оздоровления дошкольников.

4.    Разработать модель взаимодействия ДОО и семьи в вопросах воспитания здорового дошкольника.

5.    Разработать, апробировать и реализовать комплексы лечебно-профилактических, коррекционно-оздоровительных и физкультурных мероприятий;

6.     Мотивировать сотрудников ДОО на реализацию проекта.

7.     Повысить квалификацию педагогов и сотрудников ДОО в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста.

8.     Обеспечить овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности за своё здоровье, прямой зависимости между поведением и здоровьем;

9.     Экспериментально проверить эффективность внедрения инновационных форм работы с детьми и родителями по физическому развитию.

10.   Разработать методические рекомендации по использованию комплексной технологии по здоровьесбережению в ДОО и семье.

Методы исследования: Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровья и физическое развитие детей, проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение); анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки психолого-педагогического и валеологического сопровождения образовательного процесса, мониторинг.

Основное содержание деятельности  по проекту: 

o      Проведение микроисследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей; выявление ценностных ориентиров семьи (анкетирование, опрос, наблюдение).

o      Анализ полученной педагогической и медико-профилактической информации с целью коррекции и дальнейшей разработки системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

o      Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.

o      Мониторинг  результатов использования здоровьесберегающих  технологий.

o      Мотивация педагогов на работу по реализации проекта.

o      Систематизация полученных результатов.

o      Обобщение и распространение полученного опыта.

o      Улучшение материально-технической базы детского сада и оснащение его методической литературой.

Планируемый результат изменений:

o      Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий детского сада.

o      Снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей (индекса здоровья).

o      Разработка и внедрение комплекса лечебно-профилактических и коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей.

o      Повышение педагогической и валеологической культуры работников ДОУ и родителей.

o      Улучшение показателей уровня физического развития воспитанников.

 Методологическую основу исследования составили: учение о закономерностях и движущих силах физического и психического развития личности ребенка (А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев); теория и практика личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.Т.Фоменко, И.С.Якиманская); учения о зонах актуального и ближайшего развития (Д.С.Выготский); учение о здоровье и здоровом образе жизни (О.А.Александров, Н.М.Амосов, И.И.Брехман); концептуальные идеи педагогики и психологии здоровья и формирования здорового образа жизни (ВМ.Я.Виленский, Н.Д.Граевская, В.Н.Савицкая); теория и практика формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья (Н.П.Абаскалова, Р.И.Айзман, М.Я.Виленский, В.А.Смирнов); теория реализации ценностного, комплексного и индивидуально-дифференцированного подходов к сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни (О.А.Александров, Л.И.Лубышева, В.Д.Сонькин А.Г.Сухарев, А.Г.Щедрина и др.).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: выявляются  эффективные средства, формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ  в формировании здорового образа жизни дошкольников и определяются  эффективные формы и методы организации просветительной и физкультурно-оздоровительной работы в условиях  ДОУ и семьи с участием воспитателей, родителей и медицинского персонала, разрабатывается  здоровьесберегающая программа, способствующая формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

          6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2010

1 публикация

 

 

 

2011

3 публикации

 

 

 

2012

2 публикации

 

 

 

2014

 

 

 

2 публикации

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2007

Городской фестиваль здоровья 

 

Грант Правительства Свердловской области

2008

 Городской фестиваль здоровья

 

 

2009

 

 

 

2010

 

 

 

2011

Городской фестиваль здоровья 

 

 

 

7. Методическая результативность:

      Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности 

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

Педагогическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» для педагогов и руководителей ДОУ района.

Городской семинар «Здоровьесберегающие компоненты образовательного процесса в ДОУ».

Участие в выставке «Мать и дитя 2008» - презентация проектов: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду», «Обучение детей-инвалидов на дому и в условиях детского сада».

Семинар для руководителей ДОУ города Каменск-Уральский «Инновационная деятельность дошкольного учреждения».

2011

 

Городской семинар «Реализация ФГТ. Образовательная область «Здоровье».

2012

Районные V педагогические чтения «Педагогические технологии в образовательной практике Железнодорожного района г.Екатеринбурга»: «Создание музыкальной здоровьесберегающей среды в детском саду».

 

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)

Уровень мероприятия

цель

дата

эффективность

1

Постоянно действующий семинар «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Активизация знаний педагогов в области здоровьесбережения

С 2006 года (36 часов в течение учебного года)

Педагоги ДОУ владеют методикой организации закаливания детей, методикой проведения оздоровительных занятий

 

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ): материалы проекта представлены на сайте mbdou116.caduk.ru,  а также в сборнике материалов XVII городских педагогических чтений «Инновационная направленность обучения и воспитания в системе образования Екатеринбурга» под ред. А.А.Симоновой, Н.А.Лопатюк. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2011.

Сеть социального  партнерства

Учреждение

Характер и содержание сотрудничества

АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУВПО РГППУ

Научно-консультационная поддержка участия ДОУ в сетевом взаимодействии образовательных учреждений Уральского региона

Детский экологический центр «Рифей»

Организация экскурсий, совместная деятельность по организации тематических бесед.

Проведение тематических занятий.

Создание экологической здоровьесберегающей образовательной среды в детском саду.

МОУ СОШ № 147, 148

Преемственность в образовании. Создание условий непрерывного образования, легкий период адаптации при переходе на школьную ступень, успешность ребенка.

Поликлиника №16

Контроль за организацией прививочной работы, информационно-консультативная помощь детям и родителям, обследование детей узкими специалистами.

ГПН, ГИБДД Железнодорожного района

Организация встреч по правилам дорожного движения и пожарной безопасности, обучение безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ.

Совместные тренировки по эвакуации.

УРО РАО (Уральское региональное отделение российской академии образования)

Научное руководство инновационной деятельностью Учреждения.

ИМЦ Железнодорожного района

Научно-методическое сопровождение развития содержания образования.

Дошкольный отдел РОО

Обеспечение консультационно-регулятивной поддержки.

Научно-методическое сопровождение: консультирование, повышение квалификации педагогов, руководителей МДОУ

Районная ПМПК

Своевременное (раннее) выявление проблем в здоровье детей и их коррекция.

Обследование ПМПК по направлению консилиума МАДОУ.

Обмен опытом специалистами консилиумов образовательных учреждений.

Определение или уточнение диагноза ребенка, получение рекомендаций по дальнейшему коррекционному развитию.

УГМА

Исследование рационального сбалансированного питания детей дошкольного возраста. (Кафедра гигиены питания).

Проведение цикла лекций для дошкольников о гигиене и культуре питания; о здоровом образе жизни.

 

Дата последнего обновления страницы 19.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»