МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 116 г.Екатеринбург

Изучаем Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

 

1. ФГОС ДО направлен на решение следующих задач:
обеспечивания равных возможностей для полноценного развития ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей ( в том числе ограниченных возможностей здоровья);
создания условий для подготовки детей дошкольного возраста к освоению образовательных программ начального общего образования;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
2. На основании требований какого документа разработан ФГОС ДО:
Конституции РФ;
Закона "Об образовании в Российской Федерации";
приказа Министерства образования и науки РФ;
Указа Президента РФ
3. Требования к условиям реализации ООПДО включает в себя требования к:
материально-техническим условиям;
психолого-педагогическим условиям;
педагогическим условиям;
финансовым условиям;
4. Стандарт является основой для:
разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования;
объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта;
разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития
5. Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, к моменту окончания дошкольного образования дети должны:
знать способы профилактики развития наиболее опасных форм аллергии;
обладать умениями по части оказания помощи в случае термических ожогов и локальных обморожений;
владеть знаниями по спасению утопающих;
соблюдать правила безопасного поведения
6. Конкретное содержание образовательных областей, указанных в Стандарте, зависит от:
компетентности воспитателя;
наполняемости группы;
возрастных и индивидуальных особенностей детей;
интересов и способностей ребенка
7. Как расшифровывается аббревиатура ФГОС ДО?
федеральный государственный основной стандарт дошкольного образования;
федеральный гражданский образовательный стандарт дошкольного образования;
федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
федеральный гражданский основной стандарт дошкольного образования
8. Какой принцип не заложен в основу ФГОС ДО?
личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
единство воспитательных действий взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации);
реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
уважение личности ребёнка
9. Содержательный раздел ООП должен включать:
описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
описание вариативных форм, способов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
планируемые результаты освоения программы;
описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой
10. Сколько групп требований выдвигает ФГОС ДО:
1
2
3
4
5
11. Стандарт устанавливает требования:
к структуре Программы и её объему;
к условиям реализации Программы;
к разработке нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
к результатам освоения Программы
12. На достижение каких целей направлен ФГОС ДО:
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования
13.

ООП ДО обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом:

возрастных особенностей;
индивидуальных особенностей;
образовательных особенностей;
психологических и физиологических особенностей
14. Соотношение обязательной части ООП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений рекомендуется:
не менее 70% и не более 30%;
не менее 40% и не более 60%;
не менее 60% и не более 40%;
не менее 80% и не более 20%
15. Часть ООП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, должна учитывать:
материально-технические условия;
образовательные потребности;
интересы и мотивы детей;
интересы и мотивы членов семей детей и педагогов
16. Овладение ребёнком элементарными нормами и правилами здорового образа жизни относится к сфере его:
социально-коммуникативного развития;
познавательного развития;
художественно-эстетического развития;
физического развития
17. ООП ДО должна иметь разделы:
целевой;
пояснительную записку;
содержательный;
организационный

 

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЗАНЯТИЙ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Чем отличаются занятия от НОД?

Обратимся к нормативно-правовым документам нового поколения:

СанПиН 2.4.1.2791-10 «Изменение №1 к СанПиН 2.4.1. 2660-10 «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, вносит изменение в СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, а именно слово «занятие» заменяется словами «непосредственно образовательная деятельность».

Чем же «занятие» отличается от «непосредственно образовательной деятельности»? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

Прежде наиболее распространённой моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие:

1.   проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформированные в комплексных программах по разделам – методикам);

2.   решение образовательных задачи формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.);

3.   закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.

Такая модель существовала до введения утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Новая модель организации образовательного процесса, согласно п. 2.4. ФГТ, предусматривает «решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования»

Следовательно, с учётом ФГОС ДО модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

1.           совместная деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты);

2.           самостоятельная деятельность дошкольников.

Когда речь идёт о совместной деятельности взрослого и детей в процессе НОД и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

·                     включать воспитателя в деятельность наравне с детьми;

·                    добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):

·                     свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

·                     открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);

·                   основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Следовательно, непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

 

Примерные формы организации

 непосредственно образовательной деятельности в ДОУ

Детская деятельность

Примеры форм работы

 

Двигательная

*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания

 

Игровая

*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры

 

Продуктивная

*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи

 

Чтение художественной литературы

*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг

 

Познавательно-исследовательская

*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения

 

Коммуникативная

*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика

 

Трудовая

*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта

 

Музыкально-художественная

*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры

 

Образовательный процесс в современном ДОУ не должен сводиться только к НОД, он растянут в режиме всего дня.

 

ОТЛИЧИЯ ЗАНЯТИЙ ОТ

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОД)

Отличия моделей организации образовательного процесса:

устаревшая модель ОП

(так было)

новая модель с учётом ФГОС (так стало)

 

1. проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформированные в комплексных программах по разделам – методикам);

1.совместная деятельность взрослого и детей (НОД и режимные моменты)

 

2. решение образовательных задачи формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.);

2.самостоятельная деятельность дошкольников

 

3. закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.

 

-------

 

При организации совместной деятельности взрослого и детей в процессе НОД и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

·                включать воспитателя в деятельность наравне с детьми;

·                добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):

·                свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

·                открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);

·                основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

 

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровую, двигательную, коммуникативную, трудовую, познавательно – исследовательскую, продуктивную, музыкально- художественную, чтение), или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»