МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 116 г.Екатеринбург

Проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к труду взрослых в процессе проектной деятельности"

 

 

          Данный проект сформирован в силу особой актуальности проблемы приобщения детей к труду как к ценности.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

·               понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

·               уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

·               познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

·               были готовы трудиться сами – по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

·               учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Приобщение детей к труду как к ценности возможно лишь в условиях особого характера общения, где нравственные ценности не навязываются взрослыми, а естественно присваиваются детьми через осознание своего отношения к труду взрослых.

  

Социальная ситуация развития современных детей вызывает озабоченность педагогов образовательных учреждений всех типов и видов. Всё  чаще и чаще у детей наблюдается низкий уровень коммуникативной компетентности, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе. Всё это ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

В связи с этим, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих ее решение в ДОУ является проведение профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении. Если присмотреться  в какие игры играют пяти-семилетние дети, станет очевидно, что игры дошкольников  («Школа», «Магазин», «Парикмахерская» и многие другие) и есть своеобразная профориентация. В процессе приобщения детей к миру взрослых, ранняя профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно идет осуществление процесса социальной адаптации. Развитие представлений о профессиях родителей способствуют выстраиванию индивидуальной картины мира ребенка, его индивидуальных способностей и   интересов.

  

Прежняя система знаний о мире профессий, которую формировали у детей в советские времена, для современного ребенка, не актуальна, так как круг представленных профессий очень узок. Современный ребенок имеет возможность вместе с родителями путешествовать, просматривать интернет, играть в компьютерные игры, разговаривать по мобильному телефону и многое другое, то, что было не доступным еще несколько лет тому назад, поэтому необходимо воспитывать ребенка в " ногу со временем", что бы он научился быть нужным и полезным  обществу в условиях современной жизни. Коллектив  МАДОУ № 116 работает в соответствии с  методическими рекомендациями М.Крулехт. Педагоги знакомят детей с первыми профессиями, рекомендуемыми авторами Программы «Детство», показывая и рассказывая о деятельности взрослых и самом процессе: цель (мотив труда), материалы, оборудование, инструменты, трудовые действия, результат, на примере таких профессий как младший воспитатель, дворник,  повар,  прачка, а затем переходят к профессиям социально значимым для ребенка на примере трудовой деятельности родителей (менеджер, рекламный агент, работник банка и др.). В подготовительной группе дети знакомятся с профессиями людей из ближайшего окружения. Например, открывшийся в микрорайоне супермаркет «Яблоко» стал социально значимым для детей явлением. Дошкольники самостоятельно предложили «открыть» у себя в группе супермаркет «Ананас». Состоялось знакомство с профессиями: продавец, менеджер по продажам, рекламный агент, кассир.

Современный ребенок, получая объемную информацию, зачастую теряется, потому что не хватает общения с родителями, сверстниками, наглядных примеров, и зачастую не может толком рассказать о профессиях даже своих близких. Ребенку не только хочется разговаривать, но и совместно действовать. Иногда родители берут детей на  работу. Однако после таких вынужденных визитов у ребятишек не формируются  представления о труде собственных родителей. На простой вопрос: «А чем занимается твоя мама на рабочем месте?» ребёнок отвечает, задумавшись: «Ну, чай пьёт, по телефону разговаривает….». Дело в том, что взрослый не имеет представления о том, как и что можно рассказать своему ребёнку о своей профессии. Вот здесь и необходима помощь педагога.

Недостаток времени у взрослых, к сожалению, приводит либо к потери интереса к труду вообще, либо к неправильному пониманию деятельности взрослых. Не овладев в раннем дошкольном детстве системой знаний о трудовом процессе, состоящем из отдельных взаимосвязанных компонентов, в более старшем возрасте станет для нас взрослых "проблемным ребенком". Работа педагога заключается в том, что бы объяснить на доступном ребенку языке, значимость трудовой деятельности в жизни человека, показать детям ту или иную профессию, сформировать ценностное отношение к труду взрослых, труду своих родителей, помочь понять содержание их работы.

Необходимы специально созданные психолого-педагогические условия и разработанная система знаний, где акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта "Формирование у детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к труду взрослых в процессе проектной деятельности ".

Формирование ценностного отношения к труду взрослых в проектной деятельности строится с учётом принципа амплификации развития. При  таком нестандартном использовании времени занятий, опора на опыт и интересы ребенка, акцентирование внимания детей старшего дошкольного возраста на наблюдениях, активное участие каждого ребенка в планировании собственной исследовательской работы и игровой деятельности, чередование индивидуальной и коллективной работы, использование элементов взаимного обучения, позволит ребенку более осознанно усвоить знания и при необходимости самостоятельно использовать их в новых условиях деятельности.

Анализ образовательной системы ДОУ позволил выявить противоречие между: формами работы, не позволяющими удовлетворить постоянную физиологическую потребность детей дошкольного возраста в познании окружающего мира.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования провозглашается эффективность проектного метода: «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».

 «Метод проектов» нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Е.Г. Кагаров считал, что:

·      исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;

·      проект должен осуществляться поэтапно;

·      школьные проекты могут быть как бы копиями различных сторон хозяйственной жизни страны;

·      ведущим становится принцип самодеятельности: учащиеся сами себе намечают программу занятий и активно выполняют одно задание за другим;

·      проект – есть слияние теории и практики, это не только постановка умственной задачи, но и практическое выполнение ее.

М. Крупенина полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе с окружающей средой.

Исходя из этого, в основу проекта положены идеи деятельностного подхода, с позиций которого внедрение проектного метода в образовательный процесс требует наличия в структуре профессиональных компетенций педагога определённого инварианта знаний, умений и опыта для решения профессионально значимых задач.     

Итак, в данном проекте акцент сделан на знакомство с современными профессиями, принимая во внимание потребности семьи, окружение ребенка.

Проект реализуется с учётом основных принципов:

  •                 поддержка специфики и разнообразия детства;

  •                 сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;

  •                  личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

  •          уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам

               образовательной деятельности;

  •          осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;

  •                   индивидуализация дошкольного образования;

  •                   содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

  •                    поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

  •                    партнёрство Учреждения с семьёй;

  •                   приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  •                 формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; 

  •                   возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития);

  •                  учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Проект основан на концептуальных положениях:

  •                  Деятельностный подход к педагогическому процессу.

  •                 Триединство образовательных целей.

  •                  Педагогическая целесообразность.

Цель проекта: создать комплексную интегрированную модель организации образовательного процесса, обеспечивающую формирование устарших дошкольников ценностного отношения к труду взрослых.

Задачи проекта:

  1.        Разработать систему консультативной методической поддержки в области повышения профессиональной компетентности педагогов;

  2.          Внедрить и адаптировать проектный метод в образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

  3.         Определить содержание проектировочной деятельности детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с миром профессий взрослых. 

  4.          Создать банк компьютерных дидактических и методических материалов; 

  5.          Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ;

  6.         Популяризировать деятельность дошкольного учреждения среди населения города, области, страны.              

Дата последнего обновления страницы 19.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»